Крест как символ
Крест как символ знаком человечеству с древнейших времен. Крест входит в тройку самых узнаваемых знаков. Первые упоминания об этом символе мы находим в неолите, а более 2000 лет крест прочно ассоциируется с христианством.
Давайте разберемся откуда и как появился крест как символ.
В мифопоэтических и религиозных системах крест - один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании доколумбовой Америке. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, Крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут.
Солнечная ладья из наскальных изображений Швеции
Возникновение образа креста , видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия).
Символ четырех сторон света в эпоху неолита
Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.). Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с крестом связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуализованном поведении, в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту.
Крест часто, выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности.
Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого.
Мировое древо в различных культурах
Однако мировое древо не было единственным или даже преимущественным источником образа креста Возможно, в формировании сложной символики креста участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки.
Общеизвестна ключевая роль перекрёстка (ср. ключ в виде креста ) как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток — переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста ).
Идея «крестного» выбора отражена в евангельском рассказе о распятии Иисуса Христа на кресте [в русской низовой традиции произошло полное отождествление названия К. с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа (хрест, «крест» — Христос — хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат.сruх)].
Это направление развития мифологемы о Христе как человеке весьма показательно, тем более что сама эта идея возникла лишь в начале 7 в. (ранними христианскими символами были агнец, рыбы, осел, а не крест). Если образ креста в этом сюжете апеллирует к космологической проблематике мирового древа (ср. широко распространённое представление о кресте как о крестном древе, что соотносилось с распятым Христом с висящим на дереве Иггдрасиле Одином, а крест — с древом жизни и смерти; ср. «материальную» четверичность К.: он был сделан из четырёх деревьев стран света — кедра, кипариса, оливы и пальмы), то образ Христа обращен к сфере исторического, а сам крест на рубеже двух эпох приобретает черты временного и стадиального перекрёстка, пограничного столба в эволюции диалога между человеком и богом. Именно так и понимался образ Христа на кресте многими христианскими авторами (ср. традицию, отчетливее всего начатую Августином).
Один и мировое древо. Скандинавская орнаменталистика.
Следует, однако, отметить,что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с крестом), а на его положительном результате (жизнь,счастье, удача). Ср. символику К. в сновидениях и дивинациях (удача, выигрыш, везение, счастье); числовые значения креста (напр., в Китае крест означает 10, 3 креста — 30 или «поколение»); символические, эмблематические и т. п. значения креста (в Китае, Индии, Скандинавии крест — символ неба; у вавилонян, египтян, финикийцев крест в виде двух кусочков дерева, предназначенных для получения огня, — образ будущей жизни; в Ассирии и Древней Британии крест — эмблема производительной силы и вечности и т. п.).
Мандала Калачакра. Крест в буддизме.
Символическая роль креста в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов креста , а также без учета более сложных знаковых фигур, в состав которых входит крест. Ср. лишь некоторые примеры: крест и круг — соединение мужского и женского, единство и триада; крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; крест, якорь, сердце — вера, надежда, милосердие; крест и голубь — осенённость крестом святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); иерусалимский крест — преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующихи «неверных» неверующих); крест с равными лучами — связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрестков и т. п.
Вот какие глубокие корни имеет символ креста. Для ставрографии эта информация бесценна. Ну, а наш читатель будет представлять какую сложную работу проделало человеческое сознание, чтобы прийти к такому знакомому и узнаваемому для нас символу, как крест.
Использованы материалы из книги А. Голан "Миф и символ."
Комментарии
Здесь еще ни кто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!